Карта внеформального образования. Шаг №2. Эксперимент продолжается.

Переходим ко второму этапу создания карты внеформального обучения. Продолжаем наш эксперимент по исследованию своих образовательных возможностей в повседневной жизни. (Первый этап и описание целей эксперимента).

Здесь уже не обойтись без определений внеформального обучения (informal education) :

из сборника «Тренер.Группа.Семинар: другой путь образоования молодежи» (Берлин, 2009):

Под внеформальным образованием понимаются все социализирующие и зачастую неосознанные воздействия окружающей среды (СМИ, семья, друзья, увлечения), способствующие повышению уровня знаний и компетентности в какой-либо сфере или же просто расширению кругозора.

из материалов программы «Молодежь Европы»:

информальное обучение не является целенаправленным с позиции обучающегося и происходит в повседневных житейских ситуациях, например в семье, в свободное время…У этого типа обучения есть свои результаты, хотя большинство из них не сразу заметны для обучающегося и их редко признают. В процессе информального обучения не выдаются свидетельства, также часто его не принимают в образовательных, учебных и трудовых целях.

из Alan Rogers Looking again at non-formal and informal education — towards a new paradigm

Informal education as used here is the lifelong process by which every person acquires and accumulates knowledge, skills,  attitudes and insights from daily experiences and exposure to the environment — at home, at work, at play;  from the example and attitudes of family and friends; from travel,  reading newspapers and books; or by listening to the radio or viewing films or television. Generally, informal education is unorganized and often unsystematic; yet it accounts for the great bulk of any person’s total lifetime learning — including that of even a highly ‘schooled’ person.

из Б.В. Железов Анализ политики стран – членов ОЭСР в области признания результатов неформального и информального образования (спасибо Ане Фельдман за статьи ниже) С. 51.

К информальному образованию относят те навыки и умения, которые человек получает в процессе жизнедеятельности, не прибегая к целенаправленному обучению. К информальному обучению причисляют, например, умение пользоваться бытовой техникой, возникающее
в процессе эксплуатации после ознакомления с инструкцией (либо вовсе без ознакомления с ней), вырабатывающиеся на практике навыки общения, планирования, поведения в быту и на работе.

из Лукина А.И. Роль информального образования в формировании экономической культуры студентов

Основная сфера информального образования связана с непрерывным, но неуправляемым накоплением жизненного опыта. Всякое событие в жизни имеет какое-то значение, оно не только остается в памяти (хотя бы на некоторое время), но и может трансформировать уже сложившиеся представления и систему ценностей. По сути своей информальное образование — это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье или досугу.

из О. В. Павлова Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых. С. 66.

Информальное  образование  является  общим  термином  для  образования  за  пределами  стандартной  образовательной  среды:  индивидуальная  познавательная  деятельность, сопровождающая  повседневную  жизнь  и  не обязательно  носящая  целенаправленный  характер;  спонтанное  образование,  реализующееся  за  счёт  собственной  активности  индивида  в  окружающей  его  культурно образовательной  среде;  общение,  чтение,  посещение учреждений  культуры,  путешествия,  средства  массовой  информации  и  т.д.,  когда  взрослый  превращает  образовательные  потенциалы  общества  в  действенные  факторы  своего развития,  результат  повседневной  рабочей, семейной  и  досуговой  деятельности,  не  имеет определенной структуры. Оно может относиться  к  различным  формам  альтернативного  образования,  таким  как –  самообучение, молодежная  работа,  участие  в  молодежных движениях,  волонтерское  движение,  СМИ (включая  телевидение,  видеоигры,  журналы и т.д.), музеи, библиотеки, зоопарки и т.д. Информальное образование может порождаться  тремя  мотивами:  наличием  стойкого или сиюминутного личного интереса к чему -то;  возникновением  ситуации,  которая  побуждает  к  поиску  ответов,  а  значит,  обучению; случайностью.

еще по внеформальному обучению:

13 статей, связанных с информальным образованием и e-learning в блоге Tony Carrer (англ. яз)

11 статей про информальное образование и обучение на Infed буква » i»

Recognition of Non-Formal and Informal Learning: Country Practices. Paris: OECD, 2010.(англ. яз)

Необходимо добавить,что внеформальное обучение является частью европейской концепции обучения, по которой адаптация, развитие и познание человеком мира происходит в течение всей жизни, не зависимо от его места нахождения, возраста, пола. В рамках образовательных учреждений, на рабочем месте или во время путешествия. В принципе и сам термин обучение употребляется для жителей РФ не в самом распространенном контексте. Что связано и с тем, что ситуация в постиндустриальных странах заметно отличается от нашей действительности.

Из определений достаточно четко можно увидеть, что спецификой внеформального процесса познания является, с одной стороны его СПОНТАННОСТЬ, а с другой РЕЗУЛЬТАТ.

К примеру мы идем на фильм, явно не идем учиться, однако порой все заканчивается тем, что два часа проведенные в темноте с кучей людей на стульях и с поп-корном, оборачиваются для нас записью в дневнике, анализом собственной схожей жизненной ситуации, поиском в интернете информации по отдельным вопросам или желанием создать свою социальную сеть как минимум.  Частично, это связано с тем, что во время просмотра фильма наш чувственный уровень восприятия не куда не девается, и мы продолжаем процесс познания окружающего мира, при том он идет довольно интенсивно за счет того, что мы испытываем эмоции и переживания. Нам ничего не остается как включиться в этот процесс.

Я полагаю, что в будущем  внеформальному обучению будет уделено еще больше внимания, чем сейчас. Исследование 2006-2008 гг., в котором приняли участие 22 страны по вопросам текущей ситуации в областях признания формального и неформального образования яркий тому пример.

После активных обсуждений в скайпе с моими коллегами из разных стран, а также городов моей необъятной родины, для себя я вывела следующие критерии информального образования:

1.  Спонтанность, в ходе повседневной деятельности.

2. Отсутвие заранее подготовленной цели и ориентации на конкретные результаты обучения. (Это самый важный!)

3. Расширение в ходе повседневного образования границ восприятия, обогащение новой информацией, опытом и в определенных условиях навыками.

Особым узким местом для нашей дискуссии стало самообразование. Так как я считала, что неформальное образование работает по принципу «учиться во взаимодействии» и даже при наличии цели, результатов и остальных признаков неформального относила его к внеформальному. Теперь  я свое мнение поменяла, расширив для себя формы неформального образования.

Думаю, что теперь можно уже и переходить ко второму шагу. Исследованию людей, объектов и ситуаций, которые провоцируют меня на данный эксперимент, дают мне необходимый толчок, к тому чтобы я задавала себе вопросы, рассуждала, или даже просто запомнила информацию.

музыка? друзья? коллеги? песонажи из сериала? фильмы, которые смотрела? те, кто находятся френдленте в соц. сетях? подкасты? фото? места в городе? журналы? книжная полка? блоги? сувениры? реклама на щитах? приготовление пищи?

Думаю, что мне необходимо будет понаблюдать за собой в течение нескольких дней. Если друзья Вам будут приходить идеи, или у Вас появились комментарии после прочтения статьи, плиз пишите, если картинки, то можно выкладывать у себя в соц. сетях и мне в блог кидать ссылку.

Спасибо, всем кто подключился, и тем кто не побоялся и выложил свои результаты:) благодаря этому начался обмен источниками информации, который мне принес конкретные названия книг и размышления над общими темами. Тем, кто захотел подключиться, предлагаю заглянуть в предыдущий пост и делиться своими результатами. Каждый новый комментарий — очередное столкновение и открытие.

Вопросы и идеи которые у меня возникли во время написания поста:

  • Моя модель внеформального обучения?
  • Какие творческие вызовы я получаю ежедневно и как на них реагирую?
  • А на сколько мной вообще исследованы образовательные возможности, которые мне предлагает современный мир?

Дорогие читатели, тех, кто решил у себя все разложить по полочкам, своей задачей я вижу не нарисовать красивую картину моего сегодняшнего обучения, она и так более менее ясна, а именно по вспоминать и по исследовать работу с выделенными темами в быту, где процесс обучения как бы и не предполагается вообще, поэтому сама карта может нарисуется не сразу или не так быстро.

В следующем занятии мы будем в виде ментальной карты фиксировать свои повседневные образовательные каналы.

31 thoughts on “Карта внеформального образования. Шаг №2. Эксперимент продолжается.

  1. во втором шаге исследуем себя и свои каналы внеформального образования? правильно я понимаю? Еще вопрос. Я смотрю фильмы, но определенные, не все, с искренней надеждой на то, что я что-то получу от них — идеи, мысли, приемы, материал для тренинга. Я не знаю, что конкретно появится. Но жду этого от просмотра фильма. Подсознательно. Это внеформальное или неформальное образование, как думаешь?

    • В данном шаге больше рассуждаем и знакомимся со своей средой, в том числе и с каналами, что в моей среде у меня вызывает мотивацию исследовать этот мир более глубоко. Например, мне это не до конца еще у себя понятно. То есть есть очень очевидные вещи (блоги, подкасты, каналы образовательные на youtube и т.д.), а мне хочется увидеть что еще? и в следующий раз итог вместе с очевидными зафисировать ввиде ментальной карты, обменявшись с другими. А пока я наблюдаю.

    • Вот Аня для меня это тоже вопрос, давай разберем.
      Неформальное образование основывается на ряде принципов, наиболее важные из которых: учиться в действии (learning by doing), учиться взаимодействовать и учиться учиться
      «Учиться в действии» означает получать различные умения и навыки во время практической деятельности.
      «Учиться взаимодействовать» предполагает получение и развитие представлений о различиях, которые существуют между людьми, уме-
      ние работать в группе и в команде, а также принимать окружающих такими, какие они есть, и сотрудничать с ними.
      «Учиться учиться» значит получать навыки поиска информации и ее обработки, навыки анализа собственного опыта и выявления индивиду-
      альных образовательных целей, а также способность применять вышеназванное в различных жизненных ситуациях.
      Основным методом неформального образования является исследование. Обучающийся ведет многоплановое познание окружающего мира, которое протекает на разных уровнях: когнитивном, практическом и аффективном.

      • а если я изучаю английский через просмотр фильма? если я одна это делаю, то это внеформальное образование, если я позвала друзей для этого — то это уже неформальное, так как начинают работать принципы? А если мы пришли просто в кино, например на фильм «Всегда говори Да!», посмотрели его (внеформальное образование), а если после сели обсудить и решили попробывать на себе принципы, которые раскрыты в фильме, то в этот момент мы из ВО прешли в НО? так?

      • Аня, давай еще раз, да не важно двое или твое, на мой вгляд важны следующие критерии:
        образоватльная цель, (если нет ее, то ВО)
        структурированое пространство для обучения, границы обучения — временные рамки, тематические и др., затем осознанный процесс (если нет то ВО),
        также все три уровня восприятия и принципы, пусть не все, но хотя бы первые два. Дело в том, что в твоей ситуации принципы не будут работать, учиться во взаимодействии и просто собраться с друзьями — совершенно иное. Потому что в принципе взаимодействии есть определенный исследовательский аспект, а вы ведь вместе собрались не для исследования. + сам процесс взаимодействия должен иметь рефлексию.

      • Аня, ага, полностью согласна, и меня также эта грань и заинтересовала, мне раньше это очевидным разделением казалось, пока сегодня не села пост писать и не стала паралели со своей жизнью производить. Ты классно подметила их взаимосвязь и дополнение.
        Да они идут в связке и на семинаре это особенно видно. Да и в жизни, когда я смотрю сериал на английском языке, чтобы продвинуть свои навыки.Я думаю, что по мере того, как люди станут овладевать навыками «учиться учиться» и границы станут более разымытыми. Аня как ты видишь этот процесс в будущем?

    • Хотя, если ты до начала фильма не досознательно, а целенаправленно выпишешь вопросы, поставишь образовательную цель, порассуждаешь о своих ожиданиях, определишь критерии для оценки результата своей работы, обозначишь время и для лучшего эффекта соберешь своих домашних, чтобы с ними оущу все обсудить с участием тебя как модератора, вот этот вариант мне кажется уже ближе. Аня а ты сама что думаешь?

      • я представила себе эту картину со своими мужчинами и очень развеселилась увиденному)))))
        Я полностью с тобой согласна. Единственное, что меня сейчас увлекло — это грань между ВО и НО. Есть ли она? по мимо определений. Как в жизни? так или иначе, но эти процессы организуемы кем-то, либо самим для себя, либо для кого-то, либо кем-то. И в процессе НО идет ВО. Получается, что это неизбежно. Так как последнее отличается перманентностью и ты не можешь предсказать эффект от работы в малой группе, например. Вы рассматриваете тему межкультурного диалога, например, а в процессе вышли еще подспудно на тему арт-хауса в кино. Тема-то к делу не относится, но каждый участвующий в этом отвлеченном разговоре — обогатился знанием.
        Если я занимаюсь лично своим саморазвитием и организую этот процесс по всем правилам — то это для меня мое неформальное образование, где я и учитель и ученик. Но при этом важной составляющей моего личностного роста является среда в которой я нахожусь, люди с которыми я общаюсь, книги, которые читаю, музыка, кино и т.д. И это внеформальная среда обучения. Но без нее качественно реализовать свою программу я не смогу. И эта программа определяет, получается, эту среду, источники, каналы. Если я решу стать колдуньей, составлю план по достяжению этой цели, это будет мое неформальное образование и тематика определит на ближайшее время круг ссылок, сайтов, людей и т.д., которые будут помогать мне в достижении успеха. И это будет совсем другая среда, нежели я бы решила усовершенствовать свои тренинговые компетенции. Исходя из размышлений, получается, что НО невозможно без ВО, по крайней мере качественно скакануть вперед сложно будет…. вот где-то так.

      • Аня слушай, а вот у меня сейчас следующий вопрос возник а где тогда вообще границы обучения? для тебя как?

      • Мне интересно а почему никто из авторитеных авторов не пишут про самообразование, даже ни намека на него

  2. все к месту находится)))) натолкнулась на вот такой комментарий к книге «Незаменимый», мне кажется это как нельзя отлично характеризует внеформальное образование — «Все вокруг нас , включая самого человека , создано с перспективой роста. Не естественным становится , когда человек перестает развиваться в любых сферах жизни». Очень в тему!

    • Да вообще, очень подходит, самое интересное, мне это тоже раньше казалосбь очевидным, но я мне кажется видела лишь вершину айсберга, на самом деле возможностей осознания и развития еще больше. и вот их то мне и хочется увидеть.

  3. Devochki privet!

    Pardon chto pishu latinicey. Ochen intersnaya tema – dlya menya suschestvuyet gran mezhdu non-formal and informal education,

    Criteria for non-formal education:

    Goal
    Setting and methodology
    Evaluation of the results and practical application
    Voluntary approach and individual responsibility for the learning process – meaning that participants are responsible for their education as a process as well as for selective approach.

    Informal education: any experience that the individual gets in the daily life. Always happens with a help of random challenge: something that you do not plan or mean but it just happens.

    Ex: imagine you are in France and you go by bus every morning to work. Bus should arrive at 9.00 am, but it is always late at least for 15 min. after a while you start to come later because you know that the bus is always late.

    About the movie: I agree with you – if you have an intention to learn from the movie, if during watching you write down some ideas or foreign word – it is self organized non-formal education – the base for e-learning systems. If you just randomly watch a movie, and the realize some deep meaning in it after all – it is informal.

    Formal:

    For me what is interesting is the co-existence of formal and non-formal. There are almost no trainings without theoretical input or mini lectures or discussions. So these tool belong to formal or informal? I found the answer that it depends on the context – it in general training course is non –formal education then, tools that you use can have different background formal/non-forma/informal doesn’t matter. What matters is that you use it in non-formal context.

    Nowdays I think there is no pure non-formal/formal or informal, considering the pop-psychology and the individual and groups effects that took place in the human lives. It is always mixed and from my point of view only the main context defines the whole thing.

    Esli ne ochen ponyatno? To mogu vecherom is doma napisat esche raz po-russi, ili v skype obsudim)> A to ya slishkom emocionalno k teme otnoshus, mozhe t I neponyat no byt…

    • Наташа, спасибо, что включилась нашу с Аней дискуссию6 может и другие коллеги подключаться,
      по поводу определений — полностью согласна, по поводу примера тоже, беру из дискуссии понятие неформального контекста и микса, который мы видим сегодня из все трех образовательных форм. Для меня сейчас актуальным остается вопрос про самообучение, можно ли его назвать неформальным образованием. Второй вопрос всегода ли необходима группа для осуществления НО? как я поняла из твоих критериев это не обязательно?

      • Esli samo obuchenie methodologicheski splanirovano, esli est konkretnaya cel chto ty uchish i esli est kriterii ocenki — kak ty uznaesh chto nauchilsya chemu-to, to po-moemu mneniyu eto neformalnoe obrazovanie. Libo formalnoe zavist ot konteksta. No tochno nothing to do with informal.

        Esli bucheniyes sluchilos sluchayno i ne zaplonirovano (randomly is a key word(!) — t0 tolko togda ego mozhno schitat informal. Dlya menya informal vsegda tesno svyazano s challange that is not planned ili s otkrytiem, kogda nahodish chto sluchayno — kak kolumb ameriku.

        Vtoroy vopros ochen interesniy. ya schitayu chto net. Gruppa ne vsegda yavlyaetsya obyazatelnym usloviem dlya NFE — osobennoe esli my podruzamevayem couchin kak chast NFE. No: chto vazhno dlya menya, chto vo vremya individualnogo obuchenia chelovek dolzhen delitsya i progovarivat chemu on uchitsya i ne vazhno s kem — s drugom. muzhem. kollegoy ili s diktofonom. tak kak kogda my progovarivaem ili delimsya s kem-to to luche ponimaem i ocenivaem resultat — a eto obyazatelnoe uslovie dlya NFE.

        Eto to chto ya seycha izuchayu. Eto tolko moi mysli — ya ne uverena chto ya na 100 procentov prava tak kak nichego podobnogo nigde ne chitala….

      • Наташа спасибо, вот как раз к вопросу, что это не так часто обсуждается, я поняла про группу, хотя мне кажется, что все же необходимость еще кого-нибудь важное условие, так как один из принципов НФО учиться во взаимодействии, а является ли диктофон необходимым условием для этого, для меня все же спорно, но однозначного мнения пока у меня нет. Опять же для меня критерий «случайности» крайне не прозрачен. Даже на семинаре участники думают, что они случайно открыли для себя, а на самом деле это классно организованная атмфосера, продуманное до мелочей пространство,то есть как-то не совсем понятно.Ну а если я слушаю подкаст по педагогике, не ставлю целей, мне просто интересна, а в конце понимаю и открываю кучу нового, это считать случайно? Но благодаря общению с тобой и Аней мне становится как то более понятным, и еще более увлекательным продолжать свой эксперимент.

  4. Отлично! нас трое! Про взаимодействие. Я склоняюсь больше к позиции Наташи, что не важно с кем. Ведь взаимодействие с диктофоном — это взаимодействие с собой — что-то на подобие внтуреннего монолога, только в слух. Ты же выстраиваешь как бы диалог с собой, который только что что-то узнал, то есть идет некое отстранение от себя реального. наверное замудренно написала. Я хочу сказать, что если я поставила перед собой некий эксперимент, то даже просто записывая результаты в журнал или дневник, я взаимодействую со своим измененным «Я», анализирую и определяю результаты. а значит эо мое неформальное образование.
    Про спонтанность. Если говорить о моих экспериментах, например, над собой, то в моем случае спонтанность все-таки организованна. Я не знаю что именно я узнаю, но я создаю среду чтобы что-то узнать. Ведь цепляют нас слова, фразы, песни, книги и т.д. если мы находимся в определенном состоянии восприимчивости, озадаченности, наблюдательности. Я не могу предсказать результат, но я знаю, что он будет и ввожу себя в нужное состояние или создаю атмосферу. А раз организую, то это уже не спонтанность.

  5. задалась вопросом, что и ты Лена, почему не пишут. Брожу по интету. нашла вот такую короткую дискуссию о внеформальном образованиии http://www.openclass.ru/blogs/153145 Кстати для учителей хороший ресурс. Я не глубоко, но пошарилась по темам. некоторые пометила себе. Посмотри, может что приглянется

  6. в инете, не то чтобы павально, но есть статьи на тему информального образования. Отдельно его не рассматривают, а говорят о нем либо в разрезе непрерывного образования, аппелируя к Европейскому меморандуму, либо в контексте андрагоники. несколько статей скачала. Могу тебе выслать, посмотреть. ничего глубинного правда не нашла. Не нашла примеров того, что педагог стимулирует информальное образование через создание атмосферы. Все сходятся на его спонтанности и невозможности организовать специально.

    • Аня спасибо, очень важные для меня наблюдения и выводы, буду благодарная если ты мне пришлешь,и я уже смогу доработать данную статью и следующую, я тоже нашла материал, в том числе на английском языке и хочу им дополнить две статьи в блоге, углубив, то что у меня есть.

  7. выслала вконтакте. Нашла еще интересный ресурс с дистанционными курсами http://www.elitarium.ru/index.php. Увлеклась темой андрагогики. Интересные изыски нашла. Например, парадигмы, и детализированный образовательный цикл. Мне очень понравилось. А еще наткнулась на Психологос Козлова. Интересные короткие статьи, например про счастье)))) Спасибо, Леночка!

    • Аня тебе огроменное спасибо! Я раньше увлекалась Козловым, так получилось, что это была одна из моих первых книг по психологии, затем я ходила в пермский Синтон, но после этого мои взгляды на психологию заметно изменились.

  8. Уведомление: Шаг 3. Карта каналов и сообществ неформального и внеформального обучения. « Блог Елены Вахрамеевой

  9. Сталкиваюсь и с внеформальным и информальным видом образования. Преобладает первый вид, хотя усиленно работаю и над вторым. Кстати, изучение каких-либо материалов или пособий будет относиться к информальному виду?

    • Кир, доброго дня, спасибо за то, что вы прочли статью и за ваш комментарий,
      а чем для вас отличаются внеформальное и информальное образование? или вы имели ввиду неформальное и информальное? потому что для меня informal education, в отличие от non-formal (неформальное) and formal (формальное), это и есть внеформальное или информальное образование. И самое главное мне было бы интересно, а что вы лично вкладываете в данное понятие и за счет чего это реализуется в вашей деятельности. Потому что для меня сейчас критерии информального образования, это:
      1. Отсутвие образовательной цели.
      2. Случайный храрактер.
      3. Связь с повседневной деятельностью.
      4. Наличие ОТКРЫТИЯ или вызова в ходе деятельности или события, за счет которого происходит осознание прежнего опыта взаимодействия с внешним миром и так называемое обучение.
      5. Индивидуальный характер. То есть если для одного чтение материала вызовет какое-либо открытие, другого данный материал может никак не задеть, поэтому в неформальном образовании тренер создает различные условия для исследования, чтобы возможность подобных открытий у участников была больше. Во внеформальном образовании тренер и не нужен. Весь внешний мир — потенциальное поле для обучения.
      6. Отсутвие структуры как в неформальном образовании (образовательная цель, границы, ценности, материалы)

      Поэтому не важно что это собственно будет: пособие или книга, либо презентация, фильм или просто случайная фраза в кафейне, важно если у человека уже существует установка изучить — это не есть информальное или внеформальное образование, так как нарушаем пункт номер два.

      Как вы это видите? Если что-то что непонятно или то с чем вы не согласны или еще примеры?

      Надеюсь, на ваш отзыв, Лена

Ответить на Анна Фельдман Отменить ответ